При поддержке Департамента образования и науки города Москвы осенью 2020 года (октябрь-ноябрь) сотрудники факультета почвоведения и музея землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова разработали и реализовали программу профильного обучения школьников (24 ак. часа), получившую название «Экологическая школа «Биосфера в наших руках». В этой программе приняли участие 120 человек из 16 школ – участниц и кандидатов на участниц проектов «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» и «Медицинский класс в московской школе», из которых 76 человек получили сертификаты, как полностью освоившие программу обучения.
Изначально реализация программы планировалась в очном формате, однако из-за ухудшения эпидемиологической обстановки в г. Москве занятия пришлось проводить в дистанционном режиме на платформе Zoom. Особенностью этой программы была ее ориентация на практические занятия, которые надо было провести по всем трем блокам программы: «Общая экология», «Экология человека» и «Промышленная экология». Сотрудники факультета почвоведения (Тимофеева Е.А., Белов А.А., Чепцов В.С., Воробьева А.А., Данилин И.В. и др.) проводили занятия в рамках двух последних блоков, а занятия блока «Общая экология» – сотрудники музея землеведения (Попова Л.В., Пикуленко М.М. и Таранец И.П.). Несмотря на онлайн-формат занятий всем сотрудникам университета удалось успешно прочитать лекции, провести экскурсии, практические занятия и мастер-классы, о чем свидетельствуют отзывы школьников из проведенного анонимного опроса (Google-формы).
В рамках блока «Общая экология» была прочитана лекция «Жизнь в окружающей среде: от организма до биосферы» (д.п.н., в.н.с. Попова Л.В.), проведена видео-экскурсия по Ботаническому саду МГУ на Воробьёвых горах, проведены два практических занятия «Асимметрия растений как биоиндикационный показатель» (к.б.н., в.н.с. Пикуленко М.М.) и «Определение степени загрязненности воды органическими веществами с помощью организмов биоиндикаторов» (к.б.н., с.н.с. Таранец И.П.), а также мастер-класс «Маркировка твердых коммунальных отходов (ТКО) и их переработка» (к.б.н., с.н.с. Таранец И.П.). Сотрудникам музея землеведения МГУ удалось для практических занятий выбрать такие методы научных исследований, которые школьники могли воспроизвести в домашних условиях, и в последующем при их освоении смогут выполнить самостоятельно исследовательскую работу.
Мы надеемся, что полученные школьниками экологические знания и представления о работе в университетских научных лабораториях будут способствовать более осознанному выбору своей профессии, а также будут востребованы в их повседневной жизни.
Ссылки на лекции и экскурсии Экологической школы: https://www.youtube.com/playlist?list=PL8E3iKj6v1F479SX-U22CXxrJ6LBmh-SS