Научно-учебный Музей Землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова приглашает на занятия в 2023 году. Занятия проводятся очно и в онлайн формате для детей и для взрослых.

Занятия могут быть проведены для группы детей или целого класса по предварительной записи. Заявки принимаются по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Темы занятий:

  1. Цикл «Удивительный мир растений» (10+) (Занятия для детей в онлайн формате)

    Занятия проводят: к.б.н., в.н.с. Пикуленко Марина Маиловна и н.с. Ливеровская Татьяна Юрьевна

    Продолжительность цикла: 4 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1 час

    Программа дает представление о растительности как компоненте ландшафта, прошедшем долгий и сложный путь развития. Слушатели познакомятся с растительными сообществами природных зон, особенностями флоры материков. Будет рассказано о некоторых реликтовых представителях древнейших эпох, систематических группах и сообществах растений. Слушатели узнают о симметрии в мире растений и ее использовании как систематического признака для определения видовой принадлежности и как критерия экологического состояния.

    История развития растительного мира
    Происхождение растений. Когда появилась жизнь, роль растений? Особенности эволюции растений. Откуда появилась НЕФТЬ И КАМЕННЫЙ УГОЛЬ? Интерактивная игра с Шерлоком Холмсом.

    Растительный покров Земного шара – растения визитные карточки ландшафтов
    Флора и растительность. Видовое разнообразие растений (сохранившиеся реликты и эндемы), разнообразие естественных фитоценозов Земли. Интерактивная игра «СУНДУЧОК ПИРАТОВ».

    Экологические особенности растений
    Физиологические особенности растений. Приспособления растений к условиям среды. Жизненные формы. Циклы развития. Влияние экологических факторов. Биоиндикация (практическое занятие).

    Растения в современных условиях
    Современное состояние растительного покрова (природные зоны). Средообразующая роль растений. Антропогенные фитоценозы и восстановленная растительность. Интерактивное лото (Арктические растения).


  2. Цикл «Экология для школьников: загрязнение окружающей среды и глобальное изменение климата» (10+) (Занятия для детей в онлайн формате)

    Занятия проводит: к.б.н., с.н.с Таранец Ирина Павловна

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1 час

    Цикл занятий даёт общее представление о разных экологических проблемах современности, которые оказывают воздействие на природную среду и здоровье человека. На наших встречах мы рассмотрим некоторые экологические проблемы, правильные эко-действия по осознанию и смягчению последствий от загрязнения окружающей среды, в том числе изменения климата. Цикл состоит их трёх тем по прикладной экологии: «Что такое загрязнение окружающей среды?», «Изменение климата: прошлое, настоящее и будущее», «Как смягчить последствия от изменения климата?».

    Что такое загрязнение окружающей среды?
    На первом занятии мы познакомимся с понятием «загрязнение окружающей среды», с локальными и глобальными экологическими проблемами человечества, узнаем, каким образом они оказывают воздействие на природу и здоровье человека.

    Изменение климата: прошлое, настоящее и будущее
    На втором занятии мы рассмотрим, что такое «парниковый эффект», как о нем узнали специалисты, какие естественные и антропогенные причины его вызывают и какое воздействие оказывает эта глобальная проблема на окружающую среду и жизнь человека.

    Как смягчить последствия от изменения климата?
    На завершающем занятии будет рассказано о том, что делает человечество, чтобы смягчить влияние глобального изменения климата на природу и здоровье человека. Мы поговорим о разным адаптационных мероприятиях, которые уже внедряются в нашу жизнь, а также о том, что может сделать каждый, чтобы снизить свой экологический след и помочь нашей планете.


  3. Цикл «Природа в мегаполисе» (10+) (Занятия для детей в онлайн формате)

    Занятия проводит: к.б.н., с.н.с. Таранец Ирина Павловна

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1 час

    Зеленые территории Москвы
    Слушатели познакомятся с системой особо охраняемых природных территорий, их важностью и значением для сохранения биологического разнообразия. В интерактивном формате все участники смогут узнать, кто живет на «зеленых территориях» и причины снижения биологического разнообразия в городе.

    Биоиндикация окружающей среды
    На втором занятии слушатели познакомятся с биоиндикационными методиками, которые используются для определения качества окружающей среды. Узнают на какие параметры изменений у разных объектов обращают внимание специалисты.

    Маркировка и переработка отходов
    На завершающем занятии будет рассказано об отрицательных последствиях свалок для экосистемы и здоровья человека. Отдельно будет разбираться вопрос, что такое термическая утилизация и переработка отходов. Во время занятия будут демонстрироваться экспонаты, которые были получены после переработки отходов в результате правильной сортировки отходов в городе. 


  4. Цикл «Вулканы мира» (8+) (Занятия для детей в онлайн формате)

    Занятия проводит: м.н.с. ГИН РАН Агранов Григорий Дмитриевич

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1 час

    «Вулканы и супервулканы»
    Занятие будет посвящено вулканам мира и тому, почему они такие разные. Будут рассмотрены типы извержений и разнообразие вулканических пород, действующие вулканы разных континентов и катастрофические извержения.

    «Гейзеры и горячие источники»
    На втором занятии будут рассмотрены такие темы как, почему вулканы «дремлют», полезные ископаемые, рождённые вулканами, ознакомимся с вулканическим теплом на службе у человека. Поговорим о долинах Гейзеров и горячих источниках, о жизни в экстремальных условиях и удивительных кратерных озёрах.

    «Подводные вулканы»
    Занятие будет посвящено островам-вулканам, подводным вулканам и горячим источникам. Узнаем о «Чёрных курильщиках», «Оазисах» на дне океана, а также о полезных ископаемых будущего на дне океана.


  5. Цикл «Как долго растут кристаллы» (14+) (Занятия для детей в онлайн формате)

    Занятия проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

    Продолжительность цикла: 4 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1 час

    На курсе будет представлена информация о механизмах роста кристаллов, основных способах их выращивания и их классификации, образования в природе и домашних условиях Рассматриваются вопросы происхождения драгоценных камней первого порядка, специфика их образования в промышленных и природных условиях, современных методах их облагораживания и применения в технике и ювелирной промышленности.
    Будут рассмотрены основные вопросы теории зарождения и роста кристаллов, морфологии идеального и роста реального кристалл. Слушатели познакомятся с особенностями промышленного выращивания монокристаллов из расплава, раствора, газовой и твердой фазы, выращивании при повышенном давлении, а также узнает как получают кристаллы на примере поваренной соли в домашних условиях.

    Введение в теорию роста кристаллов
    На первом занятии будут рассмотрены основные вопросы теории зарождения и роста кристаллов и их морфологии. Слушатель познакомится с основными критериями образования кристаллов в природных условиях.

    Основные методы выращивания кристаллов
    На втором занятии будут комплексно рассмотрены основные методы выращивания кристаллов и их классификация. Слушатель узнает каковы особенности выращивания монокристаллов из расплава, раствора, газовой фазы, кристаллизации из твердой фазы, а также выращивании при повышенном давлении.

    Рост драгоценных камней в природе и промышленных условиях
    На третьем занятии слушатели познакомятся с основными способами получения драгоценных камней в промышленных условиях и их образовании в природных условиях. Слушатель узнает, какие методы облагораживания чаще всего используют для цветных камней, и как местонахождение камня влияет на его стоимость.

    Выращивание кристаллов в домашних условиях
    Завершающее занятие цикла будет посвящено теории образования кристаллов в домашних условиях. Слушатель познакомится с практическим методом выращивания кристалла морской/поваренной соли. Будут даны рекомендации по хранению полученных кристаллов.


  6. Цикл «От болота до океана» (10+) (Занятия для детей в онлайн формате)

    Занятия проводит: сотрудник Конькова Полина Игоревна

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1 час

    Цикл занятий посвящён жизни в воде и около воды. Слушатели познакомятся с экологическими и систематическими группами водных и околоводных растений и животных, их приспособлениями к условиям среды обитания и интересными особенностями. Особое внимание будет уделено опасным растениям и животным и явлениям природы, а также вопросам охраны окружающей среды.

    Жизнь в воде и у воды
    Занятие познакомит слушателей с интразональными сообществами пресных водоемов, болот и лугов, расскажет об их образовании, разнообразии и возможностях перехода друг в друга. Слушатели познакомятся также с характерными представителями их флоры и фауны.
    Где зимуют раки? Насколько опасна гадюка? Как набрать ягод и не утонуть в болоте? На эти и многие другие вопросы можно получить ответы на нашем занятии.

    Планета Океан. Часть 1. Океан как среда обитания
    Занятие посвящено физической географии Мирового океана. Мы поговорим о размерах океанов и морей, о глубинах и строении океанического дна, обсудим изменчивость экологических факторов: температуры, освещённости, давления, солености морской воды. Слушателей также ждёт рассказ о движениях океанических вод: волнениях, течениях, приливах и отливах и об опасностях, которые таит в себе океан.

    Планета Океан. Часть 2. Жизнь в океане
    Занятие рассказывает о неравномерности распределения жизни в океане: о прибрежных зонах и глубоководьях, о жизни в теплых и холодных водах, об океанических пустынях и оазисах. Слушатели познакомятся с микроскопическими морскими водорослями и с водорослями-макрофитами, узнают много интересного об их опасных и полезных свойствах. Мы рассмотрим экологические и систематические группы морских животных, поговорим об удивительных обитателях глубоководий, а также об опасных животных моря. Завершает цикл занятий обсуждение вопроса "Что угрожает океану и можно ли ему помочь?"


  7. Цикл «Земля во Вселенной» (14+) (Занятия для детей в онлайн формате)

    Занятие проводят: д.п.н., в.н.с. Винник Михаил Анатольевич и н.с. Коснырева Анастасия Александровна

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1 час

    Возникновение и эволюция Вселенной
    На первом занятии будут рассмотрены такие вопросы как, что такое астрономические единицы расстояния, представления возникновения и эволюции Вселенной, состав Вселенной, Галактика Млечный путь, эволюция Солнечной системы, планеты Солнечной системы и малые тела Солнечной системы.

    Солнечно-земные связи
    На втором занятии будет рассмотрено место Солнечной системы в нашей Галактике, строение Солнца, строение внешних и внутренних сфер Земли. Подробнее осветим темы о солнечной активности, защитных сферах Земли, воздействии солнечной активности на биосферу и техносферу, а также о циклах солнечной активности.

    Малые тела Солнечной системы
    Завершающее занятие цикла будет посвящено астероидам, кометам, метеоритам, а также астроблемам. Мы рассмотрим примеры кратеров на Земле. Поговорим о классификации метеоритов, о главном поясе астероидов. Коснемся таких тем, как Тунгусский метеорит, Челябинский метеорит. Отдельно рассмотрим тему, связанную с поиском и исследованиями метеоритов.


  8. Видео-курс «История развития жизни на Земле» (8+) (Занятия для детей в онлайн формате)

    Видео-курс проводит: к.г.-м.н. Кирилишина Елена Михайловна

    Курс дает общее представление о том, какие организмы жили на Земле в разные геологические времена, как они последовательно сменяли друг друга от древнейших до современных. Слушатели также узнают, что такое «геологические часы» и как палеонтологи узнают, когда жили и как выглядели древние обитатели планеты.

    Занятие 1. Введение в палеонтологию
    Часть 1. Наука палеонтология. Общие представления.
    Часть 2. Окаменелости. Типы и формы сохранности.
    Часть 3. Методы работы палеонтолога.
    Часть 4. Геологическое время.

    Занятие 2. История развития жизни на Земле до появления динозавров
    Часть 1. Древнейшая история жизни на Земле. Докембрий.
    Часть 2-1. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Беспозвоночные.
    Часть 2-2. Древняя история жизни на Земле. Обитатели древних палеозойских морей. Позвоночные.
    Часть 3. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские растения.
    Часть 4. Древняя история жизни на Земле. Палеозойские наземные позвоночные животные.

    Занятие 3. История жизни на Земле во времена динозавров. Мезозой
    Часть 1. Динозавры и их родственники.
    Часть 2. Современники динозавров.

    Занятие 4. История жизни на Земле после динозавров. Кайнозой
    Часть 1. Разнообразие живых организмов кайнозойской эры.
    Часть 2. Особенности развития живых организмов в четвертичном периоде.


  9. Цикл «Топ-5 из мира драгоценных камней» (Занятия для взрослых в онлайн формате)

    Занятие проводит: к.г.-м.н., с.н.с. Громалова Наталья Александровна

    Продолжительность цикла: 4 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1,5 часа

    Введение в минералогию драгоценных камней
    На первом занятии будут рассмотрены основные вопросы геммологии, классификации драгоценных камней, их основные типы, способы синтеза и облагораживания. Слушатель познакомится с основными критериями отличия природных и синтетических камней.

    Алмаз. Простые ответы на сложные вопросы
    На втором занятии будут комплексно рассмотрены свойства алмаза, его происхождение, основные месторождения, природа окраски, способы синтеза и многое другое. Слушатель узнает простые ответы на сложные вопросы: чем отличается алмаз от бриллианта, какие параметры влияют на стоимость камня, как правильно прочитать бирку ювелирного изделия. Будут даны практические советы по самостоятельному расчету стоимости бриллианта.

    Цветные камни: Рубин, сапфир, изумруд, александрит
    На третьем занятии слушатели познакомятся с основными свойствами цветных камней первого порядка; узнают, за счет чего достигается различная окраска сапфира и рубина, какой изумруд ценится выше остальных, в чем причина «александритового эффекта». Какие методы облагораживания чаще всего используют для цветных камней, и как местонахождение камня влияет на его стоимость.

    Тайны жемчуга
    Завершающее занятие цикла будет посвящено жемчугу: механизмам его образования, составу, строению, особенностям окраски, имитациям. Слушатель познакомится с основными видами жемчуга и системами его оценки, узнает о современных методах изучения природного и культивированного жемчуга. Будут рассмотрены факторы старения жемчуга и даны практические рекомендации по сохранению его природной красоты.


  10. Цикл «Интерактивные методы обучения в музейном пространстве» (Занятия для взрослых в очном формате)

    Занятие проводит: к.психол.н., н.с. Лихачева Елена Юрьевна

    Продолжительность цикла: 3 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1,5 часа

    Программа дает общее представление об интерактивных методах обучения, о практике их использования в средней и высшей школах и в музейном пространстве. Слушатели рассмотрят вопросы создания собственных интерактивных разработок и проанализируют развитие интерактивных методов обучения в музейном пространстве.

    Интерактивные методы обучения: основы, виды, история
    На первом занятии слушатели познакомятся с понятиями «активные методы обучения», «игра», «образовательная игра», «деловая игра», «геймификация» и др. Слушатели узнают об истории развития интерактивных методов обучения, об их видах, «плюсах» и «минусах» их использования в сравнении с традиционными методами обучения.

    Интерактивные методы обучения в практике преподавания в средней и высшей школах
    На втором занятии слушатели познакомятся с примерами различных разработок, уже применяющихся в вузах и школах, на различных мероприятиях и в музейном пространстве. Слушатели узнают о принципах создания интерактивных разработок и их применения.

    Будущее интерактивных методов в музейном пространстве
    На завершающем занятии слушателям будет предложено в интерактивной форме проанализировать возможные пути развития интерактивных методов обучения в условиях музейного пространства.


  11. Цикл «Облицовочный камень в строительстве и архитектуре комплекса зданий Московского Университета на Воробьевых Горах» (Занятия для взрослых в очном формате)

    Занятие проводят: н.с. Белая Надежда Ивановна, н.с.,к.г.-м.н. Малёнкина Светлана Юрьевна

    Продолжительность цикла: 4 занятия

    Продолжительность одного занятия: 1,5 часа

    Цикл занятий проходит в уникальном научно-студенческом городке МГУ на Воробьевых горах, имеющим свой единый облик, несмотря на различные архитектурные стили отдельных зданий. Большую роль в этом играют горные породы и искусственные материалы, использованные в облицовке зданий. Знакомство с ними не только на фотографиях, но и визуально на близком расстоянии, доставляет поистине эстетическое удовольствие. Площадь облицовочных горных пород огромна. Это позволяет не только рассмотреть различные породы, но и рассказать о природных процессах, их создающих; горные породы МГУ – своеобразный геологический музей. Все здания являются памятниками архитектуры и охраняются законом.

    Главное здание МГУ, построенное в 1949-53 гг.
    На первом занятии слушатели узнают о строительстве первых зданий МГУ на Воробьевых Горах, о применении нового искусственного материала – «литого камня», облик которого напоминает известняк. Слушателей знакомят с требованиями, предъявляемыми к горным породам в облицовке фасадов и внутри помещений. Рассматриваются сами породы – серые и красные граниты, лабрадориты, искусственный литой камень. Облицовка внутренних помещений на примере интерьера Главного Здания МГУ.

    Здания 1 и 2 этапов постройки, особенности архитектуры и облицовочного материала.
    Сравнение специфики стилей архитектуры: «сталинский ампир» и «советский модернизм» – 1 и 2 Гуманитарных факультетов. Облицовка гуманитарных факультетов подмосковным известняком, колонн входов лабрадоритом. Облицовка карбонатными породами (известняк, мрамор) внутренних интерьеров Главного здания.

    Строительство зданий на «Новой территории» (Фундаментальная библиотека, Ломоносовский корпус и Шуваловский корпуса и другие)
    Здания малой архитектуры и подземный переход к Фундаментальной библиотеке. Сравнительный анализ облицовочного материала зданий 49–53г. и новых зданий. Использование керамической плитки на фасаде, гранитов новых месторождений – Кольский п-в, Урал. Граниты «рапакиви», порфировые граниты. Впервые в фасадах зданий МГУ использован мрамор.

    Здания 2 и 3 этапов постройки, особенности архитектуры и облицовочного материала. (1, 2 Гуманитарный корпуса, Юридический и Экономический факультеты)
    Сравнение специфики стилей архитектуры: «советский модернизм» и «постмодернизм». Облицовка гуманитарных факультетов подмосковным известняком, колонн входов лабрадоритом. Облицовка Экономического и Юридического ф-та и др. натуральным камнем (уральские граниты).
    Заключение. Обзор и сравнение разных архитектурных стилей зданий МГУ на Воробьевых Горах. Использование различных горных пород в облицовке фасадов и внутренних интерьеров.