На подступах к Ленинграду. Трагические судьбы

Мой отец – Чехович Андрей Дмитриевич (1919 – 1989) родился в г. Орле в большой семье железнодорожного служащего, был седьмым ребенком в семье.

После окончания Московского военно-технического училища связи НКВД начал службу в составе роты связи 99 погранотряда войск НКВД СССР. В 1939-40 гг. участвовал в финской кампании, весной 1940 года отряд был передислоцирован на ВМБ «Ханко», прикрывавшей дальние подступы к Ленинграду. С июня 1941 г. принимал участие в обороне ВМБ «Ханко».


Железнодорожная артустановка ТМ-III-12 на стационарной огневой позиции на полуострове Ханко (Финляндия). 1943 год

Декабрь 1941 г. Эвакуация гарнизона ВМБ Ханко. Брошенная советская техника в порту
 

Осенью 1941 г. после эвакуации гарнизона в Кронштадт выполнял боевые задачи по наведению линий связи и охране тыла Ленинградского фронта в должности командира роты связи (1941-43 гг.). За успешное выполнение оперативных задач по нейтрализации диверсионных групп противника в тылу действующей армии был награжден орденом Красной Звезды. В 1944-1945 гг. в составе 21-й Армии участвовал в боевых действиях при проведении Выборгской операции, освобождении Прибалтики, принимал участие в ликвидации вооруженных отрядов националистического антисоветского подполья на освобожденных территориях.

Боевые награды: Орден Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За боевые заслуги»

После войны А.Д. Чехович в звании майора возглавлял службу оперативной связи в Главном управлении Погранвойск КГБ СССР. В 1959 году он вышел в отставку в звании подполковника.

Младший брат отца, мой дядя, Олег Дмитриевич Чехович (1924 – 2011) в конце войны закончил Военный институт иностранных языков. Он профессионально владел французским и турецким языками, в звании лейтенанта некоторое время служил в качестве военного переводчика, но вскоре оставил службу и переключился на журналистскую деятельность.

Артемий Дмитриевич Миклухо-Маклай

В военные годы непросто сложилась судьба некоторых других членов семьи моего отца. Две его старшие сестры Екатерина и Вера (обе – геологи по образованию), долгое время находились в блокадном Ленинграде. Вера Дмитриевна Чехович (1916 – 2008), моя тетя, незадолго до войны вышла замуж за Артемия Дмитриевича Миклухо-Маклая (1908 – 1981), известного ленинградского геолога, потомка знаменитого русского путешественника. В июне 1941 года после нападения Германии на Советский Союз они срочно вернулись в Ленинград из далекой экспедиции в горах Малого Хингана. Уже в июле А.Д. Миклухо-Маклай ушел добровольцем в народное ополчение. Действуя в составе 5-го истребительного полка, в немецком тылу под Псковом его партизанское соединение теряет много бойцов. В конце сентября 1941 года командование приказывает его руководству перейти линию фронта и присоединиться к регулярным частям. На этот изнурительный переход ушел почти месяц. Группу, которую выводил разведчик Миклухо-Маклай, окружали немцы, многие его товарищи полегли во время бесчисленных перестрелок. Чудом удалось выйти к советским частям.

Вскоре после этого, 9 ноября 1941 года, часть, где находился Артемий Дмитриевич, попала под мощный артобстрел. С тяжелым ранением он очнулся в фашистском плену. Начались трехлетние скитания по концлагерям: Латвия, Литва, Германия… Немцы были осведомлены о том, что перед ними ученый, высочайший профессионал своего дела. Говорила о многом и фамилия пленного бойца. В каждом из лагерей его вызывали на допрос и предлагали сотрудничать. В этих нечеловеческих условиях он для себя определил единственное приемлемое решение – любой ценой совершить побег. Очутившись в 1945 году в концлагере Блямау, который находился в горах, он решил воспользоваться его местонахождением и попытаться скрыться. Уже в самом конце войны, в апреле 1945 года ему с группой товарищей удалось бежать. С большим трудом они вышли в расположение наступавших советских частей.

Почти сразу, 9 мая 1945 г. (!) он был арестован и осужден военным трибуналом по статье 58-1б за «измену Родине» на десять лет с последующим поражением в правах на пять лет. Отбывание срока протекало на ВоркутЛаге. Подробности о лагерных скитаниях А.Д. Миклухо-Маклая оставила в своих воспоминаниях сотрудница Института географии АН СССР, выпускница МГУ Мария Самойловна Калецкая, также отбывавшая срок по «политической» (58, п. 10) статье в ИТЛ под Воркутой. Получив пропуск в лагерную зону, она носила ученому для определения шлифы и образцы горных пород, собранных во время полевых экспедиций. Через руки Артемия Дмитриевича прошли тысячи образцов пород Полярного и Приполярного Урала. Долгие часы он просиживал в тесной каморке, склонившись над микроскопом. Напряженная работа помогала отвлечься от тяжелых мыслей. В общей сложности почти тринадцать лет он оставался узником сначала немецких, затем советских лагерей.


А.Д. Миклухо-Маклай (слева) в одном из последних полевых сезонов на Полярном Урале. Конец 60-х годов. Фото из архива М.С. Калецкой

Освобождение последовало 31 декабря 1954 года. Новый 1955 год А.Д. Миклухо-Маклай встретил в Воркуте в кругу друзей. Начинался новый этап его жизни. Освобожденного геолога зачислили в экспедицию Воркутинского геологического управления. Весной ему предложили возглавить геолого-съемочную партию, но взять на себя ответственность по проведению масштабных работ в этот раз он не рискнул. Поехал в «поле» рядовым геологом. В течение последующих десяти лет он объездил огромные районы Полярного и Приполярного Урала, путешествовал по рекам Кожим, Лемва, работал в качестве старшего геолога, начальника партий. В этих экспедициях им были выявлены, изучены, обобщены многие секреты геологического строения этих территорий, большое признание получили его петрографические исследования о центрах оледенений.

В последние годы пребывания в Коми он работал в Ухтинской экспедиции, изучая породы нефтеносных толщ. В 1957 году ученый добился реабилитации и на склоне лет смог возвратиться в Ленинград, воссоединиться с супругой Верой Дмитриевной Чехович и еще некоторое время проработать во ВСЕГЕИ. «Жаль, на долгий срок Артемий Дмитриевич оказался оторванным от своей работы, ибо советской науке небезразлична его судьба, и она ждет возвращения своего талантливого представителя» – так писал известный геолог, академик, лауреат Ленинской премии Д.В. Наливкин.


Чехович Петр Андреевич доктор геолого-минералогических наук, заведующий сектором минерагении и истории Земли Музея землеведения МГУ, ведущий научный сотрудник Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН.