Запись на курс, расписание и информация об оплате на сайте: https://distant.msu.ru/course/view.php?id=4487

  • Предмет: География
  • Структурное подразделение: Научно–учебный музей землеведения
  • Форма проведения курса: Дистанционная
  • Общая продолжительность курса: 36 ак. ч.
  • Форма аттестации: Заочная, написание теста

Целевая аудитория курса: учителя географии, естествознания и окружающего мира.

  • Уровень начальной подготовки: высшее образование
  • Характер курса: Инновационный

Аннотация курса:
Авторы ставили целью, прежде всего, показать, как, изучая горные породы, можно познать природные процессы Земли. На занятиях показывается, что все знания об истории Земли в целом, геологическом развитии конкретных регионов, эволюции биосферы, возникли благодаря изучению горных пород. Основой для создания курса послужили экспозиции Музея землеведения Московского университета. На основе экспозиций авторами был снят видео материал, который входит в программу предлагаемого курса.

Курс состоит из 17 занятий, которые объединены в 7 тем:

  1. Общие сведения о горных породах,
  2. Минералы,
  3. Диагностика горных пород,
  4. Магматические породы,
  5. Осадочные горные породы,
  6. Метаморфические породы.
  7. Горные породы – свидетели геологических процессов

К каждому занятию прилагается видеоролик продолжительностью в среднем около 35 мин (28-40), а также презентация. Видео материалы и презентации представляют единое целое, частично повторяют друг друга. На первом слайде каждой презентации приводится содержание видеоролика и презентации.

После каждого занятия слушатели сдают зачет в виде ответа на тесты. К итоговому контролю допускаются слушатели, сдавшие все зачеты.

Преподаватель курса: 

Белая Н.И., научный сотрудник Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова

Программа курса: 

Модуль 1. Горные породы. Общие сведения

1.1 Общие сведения

Что мы знаем о горных породах. Образование и эволюция горных пород. Сравнение каменных хондритов и горных пород Земли. Понятие о типах пород.

1.2 Горные породы, породообразующие минералы, геологические тела

Минералы – составные части горных пород. Вводится понятие о породообразующих, второстепенных и редких минералах. Геологические тела магматических и осадочных горных пород.

1.3 Литосфера, значение горных пород

Рассматривается различие океанической и континентальной литосферы.Значение комплексного изучения горных пород.

Модуль 2.  Минералы

2.1 Общие сведения и классификация

Количество минералов в природе, формы минералов. В видео ролике рассматриваются классы минералов с показом образцов. Шариковые модели разных классов минералов

2.2 Диагностика минералов

Перечисляются диагностические свойства минералов. В видеоролике показывается определение цвета, блеска, твердости, спайности, растворимости в воде, реакции с соляной кислотой.

Модуль 3. Диагностика горных пород

3. Диагностика горных пород

Полевые работы и лабораторные исследования. Приводятся краткие определения и таблицы таких свойств, как: цвет, удельный вес, плотность, структура и др. Большая часть приведенных материалов даны не для заучивания, а для ориентации и облегчения в поисках правильных данных. В видеоролике основное внимание уделено определению и характеристики важнейших свойств – структуре и текстуре.

Модуль 4. Магматические породы

4.1 Образование магматических пород. Эффузивные (вулканические) породы

Различие магматических пород по условиям образования.Вулканические или эффузивные горные породы. Пирокласты, лавы, туфы. Базальты океанической коры.

4.2 Интрузивные породы, минералы, геологические тела

Классификация интрузивных пород, основанная на содержании оксида кремния, использование шлифов для определения минералов. Приводятся названия пород, в видеоролике демонстрируются кислые и основные породы, подробно рассматриваются структуры, текстуры интрузивных и эффузивных пород, их различия

4.3 Классификация магматических пород

В видеоролике показаны формы интрузивных геологических тел, объяснено как интрузивные тела выходят на поверхность Земли. В классификации на образцах демонстрируются разновидности эффузивных и интрузивных пород

Модуль 5. Осадочные породы

5.1.1. Образование пород на поверхности Земли. Седиментогенез

Осадочные породы самые сложные, сравнивается состав и структуры осадочных и магматических пород. Приводятся примеры экзогенных процессов Луны и Земли, причины разнообразия пород Земли. Во второй части рассматривается седиментогенез и процессы, происходящие на поверхности планеты – выветривание, перенос, седиментация.

5.1.2. Состав осадочных пород и генетические компоненты

Рассматриваются особенности минерального составапород, процентный состав основных типов пород в осадочной оболочке. Второй раздел – генетические компоненты. Вводится понятие о визуально различимых и визуально неразличимых компонентах, что особенно важно, т.к. при их изучении применяются различные методы.

5.2.1. Литогенез Строение и зоны осадочной оболочки

На общей схеме образования осадочных горных пород показаны  разные этапы образования горных пород -седиментогенеза и литогенеза. Приводятся примеры и особенности различных стадий.

Представлен относительно новый материал, показано,  что перераспределение вещества происходит в разном масштабе – между отдельными кристаллами и зернами, прослоями, слоями и огромными толщами.

5.2.2 Процессы литогенеза

Процессы литогенеза имеют комплексный характер, они многочисленны и  разнообразны. Последовательно рассматриваются такие процессы, как уплотнение; образование цемента, стяжений, линз; гидратация и дегидратация. Выделены последовательные ряды изменений пород разного состава – глин, обломочных и карбонатных пород, показаны изменения химического состава углей.

Модуль 6. Метаморфические горные породы

6.1. Метаморфизм. Общие сведения. Структуры и текстуры

Вводится понятие о 3 типах метаморфизма – площадной (региональный), контактовый, ударный. Демонстрируются породы первичные и породы разной степени метаморфизации. Представлены основные структуры и текстуры метаморфических пород.

6.2 Региональный метаморфизм

Раздел посвящен стадиям регионального метаморфизма. с характерными значениями температуры, давления, минералами. Демонстрируются распространенные породы: сланцы, гнейсы, эклогиты. Представлены магматические и метаморфические породы разных слоев континентальной и океанической коры. 

6.3 Контактный метаморфизм

Раздел посвящен метаморфизму, возникающему при внедрении магмы в различные слои и породы.  Будут показаны ореолы изменений в разных породах. Демонстрируются породы – грейзены, скарны, роговики

Вторая часть посвящена ударному метаморфизму, представлено несколько образцов ударного метаморфизма - импактитов, образующихся в местах падения крупных метеоритов.

Модуль 7.  Горные породы – свидетели геологических процессов

Объясняется содержание понятия всего цикла занятий «горные породы – свидетели геологических процессов». Дается понятие геологического времени, абсолютного и относительного времени, создание каменной летописи Земли. Представлена новая и старая геохронологическая шкалы. На примере Подмосковья показано как восстанавливается история развития территории. Показано значение изучения горных пород для объяснения рельефа Земли, полярности магнитного поля и др.

В завершении дается понятие о Геологическом Круговороте, который находит отражение и в круговороте и смене горных пород.

Итоговый контроль.

Итоговая аттестация проводится в форме тестирования по вопросам всего курса.

Учебно-методическое обеспечение программы

Основная литература

  1. Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. Земля: Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007.
  2. Баландин Р.К. Каменная летопись Земли. – М.: Знание, 1983.
  3. Гущин А.И., Романовская М.А., Стафеев А.Н., Талицкий В.Г. Практическое руководство по общей геологии. Издание 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –160 с.
  4. Короновский Н.В. Геология. Учебное пособие. – М.: Изд-во: Дрофа, 2005. – 223 с.
  5. Лебединский В.И. В удивительном мире камня. – М.: Недра, 1985.
  6. Наглядный словарь. Земля. Лондон – Нью-Йорк – Штутгарт. – М.: Дорлинг Киндерсли, 2000.
  7. Энциклопедия для детей. Том 4 (Геология). – М.: Аванта+, 1995.

Дополнительная литература

  1. Геологический словарь. В 2 т. – М.: Недра, 1973.
  2. Лебедев А., Лебединский В. Популярная петрография. – М.: Наука, 1968.
  3. Половинкина Ю.И. Структуры и текстуры изверженных и метаморфических горных пород. В 3 т. – М.: Недра, 1966.
  4. Рыка В., Малишевская А. Петрографический словарь. – М.: Недра, 1989.
  5. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  6. Шарков Е.В. В подземных мастерских Плутона. Что такое интрузивы. – М.: Наука, 1986.
  7. Короновский Николай Владимирович. Планета Земля. Иллюстрированный гид / Н.В.Короновский. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 192 с.
  8. Короновский Н.В., Брянцева Г.В. Общая геология в рисунках и фотографиях. Учебно-методическое пособие. ГЕОКАРТ-ГЕОС, 2011. – 398 с.
  9. Наглядный словарь Земля. Серия наглядных словарей/ Дорлинг Киндерсли Лимитед, Лондон - Нью-Йорк – Штутгарт. – Москва, 1996.

Сайт: http://www.mes.msu.ru
Телефон: +7 (495) 939-29-76; + 7 (495) 939-25-52
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.