Великая Отечественная война в моей семье
Великая Отечественная война оставила глубокий след в моей семье, но о войне почти не говорили, старались не вспоминать, а День Победы 9 Мая отмечали как самый большой праздник в году. Так отмечать могли только люди прошедшие тяжелые испытания и выжившие. 9 Мая для моих бабушек и родителей был днем, подарившим им жизнь заново!
У меня воевали оба деда: один погиб, а второй вернулся с фронта инвалидом. Но очень трудные испытания достались и моим бабушкам, которые три долгих года провели на оккупированной территории под городом Бобруйском (район белорусского Полесья и партизанский край). Выжить в таких условиях и сохранить детей – это уже подвиг.
Мой дед со стороны отца – Антоневич Аркадий Александрович – ушел на фронт добровольцем на второй день войны (23 июня 1941 года), три года воевал и пропал без вести в июне 1944 года на территории Польши, вот и все что мы знаем об его участии в военных действиях.
Фотографий и писем не осталось. Да, и куда было писать, если дом остался на оккупированной территории. Из рассказов бабушки – Федоры Ивановны мы знаем, что дед родился в 1905 г в г. Бобруйске, принял активное участие в коллективизации в начале 1930-х годов и возглавил колхоз в деревне Подвербье Осовского сельсовета Бобруйского района. Именно здесь председателя колхоза застала весть об объявлении войны. Он не ждал пока начнется массовая мобилизация, собрался и ушел на фронт, дома у него осталась жена и двое сыновей – 10 лет (Эдуард) и 4 года (Владимир – мой отец). Через месяц после объявления войны немецкие войска заняли Бобруйск. Мою бабушку – Федору Ивановну (1912 г.р.), как молодую и сильную женщину, забрали на работы в Германию прямо с улицы, отогнав от нее детей прикладами ружей. Она успела только крикнуть старшему сыну Эдуарду, чтобы он лесной тропинкой с братом бежал в соседнюю деревню и нашел дальнюю родственницу, которую звали Рая. Других родственников у моей бабушки не было, их еще в 1933 году раскулачили и выслали на Урал. Мой папа всю жизнь с ужасом вспоминал тот путь, когда десятилетний брат посадил его себе на плечи и побежал в сторону леса, а вслед им стреляли. Чудом им удалось пройти через страшный заболоченный лес и добраться до деревни. Бабушка же нашла их через полгода, она дважды бежала из-под немецкого конвоя, сначала на территории Брестской области, но ее выдало местное население, а затем уже с территории Польши. Долгих два с половиной года до освобождения Белоруссии моя бабушка с сыновьями жила в лесу в землянке. После окончания войны старший брат моего отца закончил Харьковское военное авиационное училище и навсегда связал свою жизнь с авиацией – сначала был военным летчиком, а затем инженером на авиационном заводе. Но мой папа выбрал мирную профессию и стал строителем.
Мой дед со стороны мамы – Филиппович Леонид Аврамович (02.10.1899 г. – 23.03.1961 г.) – не успел уйти на фронт до оккупации территории. Он ушел в партизанский отряд, на фронт попал только после освобождения Белоруссии в июне 1944 года и прошел в пехоте рядовым до Берлина. В боях за Берлин был тяжело ранен, получил огнестрельное ранение в грудь и в локтевой сустав правой руки. После госпиталя вернулся домой в родную деревню Зубаревичи Глусского района Могилевской области и работал лесником до своей смерти в марте 1961 года. За участие в боевых действиях был награжден медалями «За отвагу» и «За взятие Берлина». У нас сохранилась послевоенная фотография деда, сделанная летом 1959 года. Моя бабушка – Пелагея Иосифовна Филиппович каждый год на 9 Мая по просьбе гостей рассказывала то или иное событие из своей военной жизни, но мне было страшно слушать, я все время повторяла: «Надеюсь, что этого больше не будет! Не будет, ведь правда!». Рассказы бабушки по-другому показывали войну, не так как это было во многих фильмах, которые бабушка смотреть не могла из-за фальши. Война – это ужас, где никто не разбирает кто прав, а кто виноват, это голод и холод, это карательные отряды, это мародеры и отъявленные головорезы, которые притесняли мирное население. Бабушка рассказывала, как немцы, для создания живого щита от партизан, выгоняли всех жителей деревни вместе с детьми в мороз и заставляли часами стоять вдоль дороги, по которой должна была проехать колонна машин. Страшно было представлять, как она чуть ни была сожжена в своем доме, но успела убежать в лес. Да и жизнь в лесу была тяжелым испытанием, когда ты живешь в землянке круглый год и на твою семью (а у бабушки было трое маленьких детей) всего одна лежанка. Надо было как–то прокормиться, а все продукты надо вырастить у себя на участке, поэтому в деревню за 4-5 км надо ходить постоянно. Моя бабушка – Пелагея Иосифовна – дважды избежала расстрела: один раз от немецкого карательного отрада, а второй раз от мародеров (дезертиров, скрывавшихся в лесу), которые требовали самогон. К счастью, в первый раз ее спасли партизаны, а во второй раз регулярные немецкие войска, которые входили в деревню.
Нет, такое не должно повторяться!!!
Не обошла стороной война и семью моего мужа, его дед Попов Иван Иванович (1906 г.р.), живший с семьей на окраине Сталинграда был призван в армию в самом начале войны и погиб 20 июля 1942 года в боях в Ленинградской области (Северо-Западный Фронт). Мы знали, что он был сержантом и был артиллеристом. Бабушка – Любовь Петровна успела получить похоронку на мужа, будучи еще в Сталинграде. Но ей пришлось бежать с маленьким сыном из города в октябре 1942 года, когда немцы уже начали занимать город, поэтому тоже не сохранились ни фотографии, ни какие-либо другие памятные вещи. Но пять лет назад мы нашли наградной лист нашего деда (рис.3), он был посмертно награжден орденом «Красной Звезды». Это замечательно, что оцифровываются архивы Министерства обороны РФ и что есть такой проект «Подвиг народа».
Память должна жить!!!
Попова Людмила Владимировна (девичья фамилия Антоневич), внучка А.А. Антоневича и Л.А. Филипповича, дата рождения – 07.01.1963 г., доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, руководитель группы образовательных программ Музея Землеведения и профессор факультета почвоведения Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова.