Выставка подготовлена студенткой 3 курса образовательной программы «Современное искусство» школы дизайна факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ворониной Лизой Сергеевной, кураторы выставки - сотрудники Музея землеведения Крупина Наталия Ильинична и Мякокина Ольга Викторовна.
Даты проведения выставки: 20 апреля − 31 мая 2021 г. Проект представляет восемь работ различных авторов: четыре небольшие скульптурные серии, цифровую работу и две инсталляции.
Одним из основополагающих принципов создания экспозиции Музея землеведения всегда был и остается синтез науки и искусства. Художественные полотна во фризовой части залов, скульптурные и графические работы сопровождают и органично дополняют натурную часть коллекции и учебную естественнонаучную экспозицию. Музей располагает единственной в своем роде галереей живописных полотен реалистичных ландшафтных образов нашей планеты.
Временная выставка «Сизифа следует представлять себе счастливым», представленная в зале на 24 этаже Музея, является, с одной стороны, подтверждением и развитием этого синтеза, а с другой − экспериментальным опытом философского осмысления связи человека и природы. Предоставляя возможность новому поколению художников продемонстрировать свое восприятие образа планеты, её созидательного исследования, Музей землеведения смотрит в будущее.
Взгляд молодых художников на пространство классического университетского музея отражён в эссе, сопровождающем выставку.
Московское небо разделил на две половины острый шпиль самой высокой сталинской постройки − Главного здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, на верхних этажах которого расположен Музей Земли. Труд сотни учёных, инженеров и рабочих-строителей, десятки возведённых этажей… и Музей, как символ, объединивший наследие природы и человека. Объекты исследований возносятся к небесам, не меняя своей сути. Эта достигнутая высота словно вновь указывает на то, как наука устремляется вглубь. И снова возвращает нас к началу.
Согласно взглядам французского философа Альбера Камю из столкновения человеческого разума с безмолвной холодностью Вселенной рождается противостояние или абсурд, которому обречены все неустанные и планомерные попытки объяснить мир.
Российский культуролог Юрий Лотман писал о том, что наука и искусство − это два глаза человеческой культуры, именно их различие и равноправие создают объёмность нашего знания. В этом проекте в одну линию выстраиваются научное и художественное исследования, составляя наиболее полную, как физическую, так и эмоциональную, картину нашей планеты. Возникает диалог между научными исследованиями, устремлениями в постижение самого объекта, и художественным познанием, наоборот, ставящим своей целью истолковать мир и личное с помощью материала, обращаясь к нему как держателю незыблемой истины.
В работах художников природа как будто перестаёт быть объектом многолетнего изучения: она возвращается к своему первозданному состоянию. При этом, существуя уже как часть человеческого мира, она хранит множество символов, тайн о современной реальности. Окружающий, нерукотворный мир становится основной ценностью и источником, объединяя воедино насущные вопросы вечности.
Выписка из протокола заседания Музейно-методической комиссии от 22 апреля 2021 г.