12 апреля день рождения великого русского путешественника и исследователя Центральной Азии Николая Михайловича Пржевальского. Он говорил: «Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было рассказывать».
Центральная Азия – территория, которая оставалась к середине XIX века большим белым пятном на карте и лакомым кусочком для двух держав – России и Англии. Первопроходцем там оказался Николай Пржевальский. Николай Михайлович свои экспедиции называл «научными рекогносцировками». Результаты его исследований – это огромный вклад в географию Евразии, переоценить который невозможно, а его имя, наряду с известными личностями Афанасием Никитиным и Витусом Берингом, навсегда останется в памяти потомков.
Н.М. Пржевальским было совершено четыре путешествия, началом которых была командировка по Центральной Азии.
Первое путешествие в Центральную Азию (1870–1873)
Второе путешествие в Центральную Азию (1876–1877)
Третье путешествие в Центральную Азию (1879–1880)
Четвёртое путешествие в Центральную Азию (1883–1885)
В свою пятую и последнюю «научную рекогносцировку» Н.М. Пржевальский отправился в 1888 году. В этой, по-существу не начавшейся экспедиции он заразился тифом и умер.
ЭКСПЕДИЦИИ
Экспедиция по Уссурийскому краю
По завершении образования Н.М. Пржевальского отправили на военную службу в Сибирь. Командировка по изучению и статистическому описанию Уссурийского края длилась с 1 июля 1867 года по 1 января 1868 года. При содействии Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского и других ученых он приступил к географическим исследованиям. Пржевальский досконально исследовал почву, растения и климатические особенности Уссурийского края, который тогда только стал частью России. В пути по неизведанным, порой непроходимым тропам ему с немногочисленными помощниками противостояли не только особенности ландшафта, но и недружелюбные обитатели чужих земель. Собранные коллекции отправлялись почтовыми посылками в Иркутск, затем в Санкт-Петербург, в Академию наук. По итогам изучения Уссурийского края: были написаны работы «Об инородческом населении в южной части Приамурской области» и «Путешествие в Уссурийский край»; создано около 300 чучел разных видов птиц, многие из которых раньше не были неизвестны; привезено множество разнообразных растений.
В книге «Путешествие в Уссурийском крае. 1867–1869» Н.М. Пржевальский писал: «За время пребывания на Уссури и Ханке, я успел собрать более 1200 растений, несколько земноводных, сделать 60 чучел птиц и нашел 22 вида птиц, неизвестных до сих пор. Работы гибель, так что я сплю не более 5 часов в сутки».
Первое путешествие в Центральную Азию (1870–1873)
Пржевальский двинулся из Пекина к озеру Далай-Нур, изучил горные хребты Инь-Шань и Сума-Ходи и ответил на вопросы о реке Хаунхэ, которая, все же, не разделялась на потоки. Но Пржевальскому так и не удалось пройти Тибет. После этой экспедиции первооткрыватель опубликовал научный труд «Монголия и страна тангутов». За три года командировки Пржевальский прошёл 11100 верст, что стало основой для топографической карты обширного пространства в Центральной Азии. Инструментальные съёмки местности впервые дали ясное понятие о гидрографической сети Кукунорской области, о высотах Тибетского нагорья над уровнем моря. Кроме того, в нескольких пунктах были сделаны определения магнитного отклонения и горизонтального напряжения земного магнетизма. Проводились этнографические исследования. Были собраны большие зоологические (около 1000 экземпляров) и ботанические (более 500 видов растений) коллекции. Всего в экспедиции участвовало 15-20 человек. Передвигались на лошадях. Ночевали в палатках или юртах. Грузы, вес которых иногда доходил до 3 тонн, везли на верблюдах или яках – число последних достигало 60. Пропитание добывали охотой, но на всякий случай гнали позади себя стадо баранов. Однако основной пищей служила дзамба – мука из прожаренных зерен ячменя или пшеницы.
Первые впечатления после возвращения: «…Прошедшая экспедиция и все её невзгоды казались каким-то страшным сном. Сумма новых впечатлений была так велика и так сильно действовала на нас, что мы в этот день очень мало ели и почти не спали целую ночь. Помывшись на другой день в бане, в которой не были почти два года, мы до того ослабли, что едва держались на ногах. Только через два дня мы начали приходить в себя, спокойно спать и есть с волчьим аппетитом».
Второе путешествие Пржевальского
В конце апреля 1876 года Пржевальский выехал из Отрадного и через Москву, Нижний Новгород, Пермь (где пополнил запасы), Омск, Семипалатинск, Алтын, Верный, в конце июля прибыл в Кульджу. В августе 1876 года был получен паспорт от Китайского правительства на проход в Тибет, однако без гарантий безопасности путешественников из-за наличия в этих местах инсургентов.
Из Кульджи экспедиция отправилась в долину реки Или, через Тянь-Шань и реку Тарим – к озеру Лоб-Нор, южнее которого ими был изучен хребет Алтын-Таг. По распоряжению местных властей, население скрывалось от путешественников и обманывало их во всём; узнать что-нибудь о стране было почти невозможно.
Весну 1877 года путешественники провели на Лоб-Норе, наблюдая за перелётом птиц и занимаясь орнитологическими и этнографическими исследованиями, а потом через Курлу и Юлдус, в начале июля 1877 года, вернулись в Кульджу.
Узнав, что англичане планируют экспедицию в столицу Тибета Лхасу с целью развития торговли между Индией и Тибетом, Пржевальский решил их опередить с посещением Лхасы и не допустить усиления влияния англичан на Далай-Ламу. 28 августа 1877 года отряд Пржевальского из 8 человек, верхом на верблюдах, выступил из Кульджи в направлении Гучэна, куда и прибыл в начале ноября. Однако, в марте 1878 года было получено предписание командования о приостановлении экспедиции в Тибет и в конце мая того же года Пржевальский прибыл в Петербург.
Третье путешествие в Центральную Азию (1879–1880)
20 января 1879 года Пржевальский со своими спутниками. выехали из С.-Петербурга и через Москву, Оренбург, Омск, Семипалатинск в конце февраля 1879 года прибыли в Зайсан. Китайское правительство, официально не возражая против путешествия, а фактически не желая допустить европейцев в Тибет; безопасность и помощь путешественникам не гарантировалась. Тибетское правительство пустить Пржевальского не хотело, а местное население было настолько возбуждено приближением иноверцев, что Пржевальский, перейдя через перевал Танг-Ла и находясь в ноябре 1879 года всего в 250 верстах от Лхасы, был вынужден вернуться в Ургу, куда и прибыл в октябре 1880 года. Было пройдено 7200 вёрст. В ходе этого путешествия, проходившего зачастую в экстремальных природных условиях, Николай Михайлович изучил новые виды животных и птиц оазисов Хами и Са-Чжеу, долины Мур-Усу. Тогда же и произошло открытие подвида дикой лошади, впоследствии названной в его честь.. В мае 1883 года была напечатана и выпущена его книга «Из Зайсана через Хами в Тибет и в верховье Жёлтой реки».
Четвёртое путешествие в Центральную Азию (1883–1885)
В мае 1881 года уехал из С.-Петербурга в своё имение Отрадное. В июне того же года приобрёл в Смоленской губернии, вдалеке от городов, в глуши, среди лесов, обширное имение Слободу, где охотился, усиленно трудился над описанием своего последнего путешествия, которое к концу декабря 1882 года было закончено. В апреле 1883 года Пржевальскому стало известно, что он в очередной раз будет командирован в Тибет на два года. И в конце октября 1883 года, начался поход путешественников, где они прошли еще около 7800 километров. Пржевальский возглавил хорошо вооружённый и обученный меткой стрельбе экспедиционный отряд из 21 человека и из Кяхты двинулся через Ургу, верхом на верблюдах, по изведанному ранее маршруту, на Тибетское плоскогорье, где в крайне тяжёлых климатических условиях исследовал истоки Жёлтой рекии водораздел между Жёлтой и Голубой рекой, оттуда прошёл через Цайдамскую котловину к озеру Лоб-Нор и в начале ноября 1885 года прибыл в город Каракол , завершив путешествие. Во время путешествия в верховьях реки Хуанхэ, местное население (тангуты) встретило экспедиционный отряд враждебно, совершая обстрелы и вооружённые нападения на путешественников. Экспедиция завершилась в городе Каракол в 1886 году. Результаты экспедиции были высоко оценены Государем Императором: 22 января 1886 года Пржевальский был произведен в генерал-майоры.
ИТОГИ
Антон Павлович Чехов о Н.М. Пржевальском
Известие о смерти Пржевальского послужило толчком для публицистического размышления Чехова о «людях подвига» вообще, о «громадном воспитательном значении» их деятельности и о том, что в современном обществе «подвижники нужны, как солнце».
Реакция Чехова на смерть Пржевальского:
«Н.М. Пржевальский, умирая, просил, чтобы его похоронили на берегу озера Иссык-Куль. Умирающему бог дал силы совершить еще один подвиг – подавить в себе чувство тоски по родной земле и отдать свою могилу пустыне. Такие люди, как покойный, во все века и во всех обществах, помимо ученых и государственных заслуг, имели еще громадное воспитательное значение. Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие, привычка к зною, к голоду, к тоске по родине, к изнурительным лихорадкам, их фанатическая вера в христианскую цивилизацию и в науку делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу. А где эта сила, перестав быть отвлеченным понятием, олицетворяется одним или десятком живых людей, там и могучая школа. Недаром Пржевальского, Миклуху-Маклая и Ливингстона знает каждый школьник и недаром по тем путям, где проходили они, народы составляют о них легенды».
Современник Пржевальского Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский говорил о своем коллеге по Русскому географическому обществу (РГО): «Николай Михайлович Пржевальский не принадлежит к тем специально ученым, которых германцы называют Flachgelehrte (профессиональные ученые – “Ъ-Наука”) и которые, начиная от скамьи классической гимназии, постоянными и усидчивыми занятиями пролагают себе постепенный, по верный путь к занятию академических кресел, и между которыми иногда – хотя и не всегда – бывают, конечно, и люди, способные к путешествиям и исследованиям дальних стран. Пржевальский соединил в себе счастливо все те качества, которые сделали из него такого путешественника, который, бесспорно, занял свое место наряду с величайшими путешественниками всех времен и народов – Ливингстоном, Стэнли, Марко Поло и др.».
Памятник появился в Александровском саду Санкт-Петербурга в 1892 году. Инициатором его создания выступило Императорское географическое общество.. Бронзовый бюст Николая Михайловича установлен на высоком, грубо отесанном, гранитном пьедестале. У основания памятника отдыхает двугорбый верблюд, полностью снаряженный для долгого странствия. Именно эти животные помогали Пржевальскому в его длительных путешествиях, поэтому расположение фигуры верблюда у подножья монумента полностью оправдано.
Воинские звания Н.М.Пржевальского:
- Прапорщик (24.11.1856)
- Подпоручик (1859)
- Поручик (05.06.1863)
- Штабс-капитан (31.03.1865; с 17.11.1866 – причислен к Генеральному штабу)
- Капитан (1869)
- Зачислен в состав офицеров Генерального штаба в чине штабс-капитана (02.10.1869):
- Генерального штаба штабс-капитан (старшинство в чине – с 26.01.1869)
- Генерального штаба капитан (28.03.1871)
- Генерального штаба подполковник (22.03.1874)
- Генерального штаба полковник (27.03.1877)
- Генерального штаба генерал-майор (22.01.1886; старшинство – с 1886)
Государственные награды:
- Медаль «За усмирение польского мятежа (1865)
- Орден Святого Станислава 3-й степени (1866)
- Орден Святой Анны 3-й степени (1866) (1869?)
- Австрийский Орден Леопольда 3-го класса, – кавалерский (рыцарский) крест (1874)
- Орден Святого Владимира 4-й степени (1878)
- Орден Святого Владимира 3-й степени (1881)
- Медаль «В память коронации Александра III (1883)
За всю историю существования Российской академии наук не было такого случая, чтобы путешественнику преподнесли медаль, выбитую в честь него с его же именем. Он действительно при жизни достиг вершины научной славы. Пржевальский внес такой вклад в изучение географии Евразии, который не удавалось сделать никому ни до него, ни после.
В общей сложности, Пржевальский нашел 7 новых родов и 218 видов растений. Николай Михайлович открыл десятки новых видов животных, среди них – дикую лошадь (названную в его честь), дикого верблюда, тибетского медведя. Его зоологические коллекции, по свидетельству современников, «не имеют себе равных, да наверно и долго еще не будут иметь». Кроме всех научных заслуг, Пржевальский был ещё и хорошим руководителем За время всех экспедиций не погиб ни один спутник Н.М. Пржевальского несмотря на то, что в экспедициях не было врачей. Полагались исключительно на крепкое здоровье и русский авось. «Только надежда на счастье и уверенность в том, что смелостью можно творить чудеса, – вот те данные, на которых мы основывали свою решимость пуститься вперед очертя голову, без рассуждений о том, что будет или что может быть».
Благодаря победе в бою с разбойниками, среди местных жителей укрепилась легенда о непобедимости русского отряда, а самого Пржевальского считали то ли святым, то ли колдуном. Говорили, что в ящиках русские возят яйца, из которых вылупляются все новые и новые солдаты, пули их ружей долетают до самого горизонта, за них сражаются невидимые люди и что русские умеют насылать бури и снегопады и лечат любые болезни. «Толпы народа стекались к ним на поклон, больные приходили за исцелением, родители приводили детей для благословения,» – пишет в биографическом очерке о Пржевальском Михаил Энгельгардт.
До путешествий Пржевальского в Центральной Азии не было ни одного астрономически определенного пункта. Николай Михайлович определил их 63.Благодаря Пржевальскому европейская наука впервые познакомилась с бытом и общественными отношениями лобнорцев, мачинцев, дунган, тангутов, северных тибетцев.
Во многих отраслях Пржевальский был самородком и подвижником. Его исследования проводились по разработанной им самим программе, включающей военно-глазомерную съемку, астрономическое определение широт (а в последнем путешествии и долгот) важнейших пунктов, барометрические определения высот, метеорологические наблюдения, изучение флоры и фауны с составлением на месте богатейших коллекций. Этнографические наблюдения дополнялись рисунками, а в последнем путешествии – и фотографиями.
За все четыре путешествия было собрано | ||
виды | экз. | |
Млекопитающих | 115 | 703 |
Птиц | 425 | 5000 |
Яиц птиц | около 400 | |
Пресмыкающихся и земноводных | 50 | 1200 |
Рыб | 75 | 800 |
Моллюсков | 20 | 400 |
Насекомых | 10000 | |
Растений | 1700 | 15000-16000 |
В ЧЕСТЬ Н.М. ПРЖЕВАЛЬСКОГО НАЗВАНЫ:
Географические объекты:
- Хребет Пржевальского в Китае
- Горы Пржевальского в Приморском крае
- Пещера Пржевальского недалеко от города Находка
- Скальный массив в бассейне реки Партизанская
- Полуостров на острове Итуруп в Курильской гряде
- Ледник на Алтае
- Ледник в горном массиве Муста-Ата вблизи Иссык-Куля
- Пик Пржевальского (6276 м) Меридианного хребта горной системы Тянь-Шань
- Пик Пржевальского (4283 м) хребта Тескей Ала-Тоо
Виды животных:
- Лошадь Пржевальского
- Пеструшка Пржевальского
- Поползень Пржевальского
- Сцинковый геккон Пржевальского
- Бабочка-сатирида Пржевальского
- Медведь Пржевальского
- Верблюд Пржевальского
Виды растений:
- Бузульник Пржевальского
- Жузгун Пржевальского
- Лук Пржевальского
- Рогоз Пржевальского
- Шалфей Пржевальского
- Эфедра Пржевальского
- Шлемник Пржевальского
Авторы выставки: Т.Г. Смурова, В.Р. Хрисанов, В.В. Снакин, Е.М. Лаптева, А.В. Сочивко, С.Ю. Малёнкина